БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ ФЕДОРОВКА РАЙОНЫ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОН
«ФЕДОРОВКА ҠАСАБА-АРА ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ»
МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ МӘҘӘНИӘТ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫ
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Федоровская межпоселенческая центральная библиотека»
муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан
453280, Республика Башкортостан, Федоровский район, с. Федоровка, ул. Ленина - 43
тел. (34746) 2-29-33, факс: (34746) 2-26-69; e-mail: mukcbs49@mail.ru

Мордовская народная кухня

МБУК «Федоровская МЦБ»

Сектор по работе с мордовским населением РБ

Мордовская

народная кухня

 

Рекомендательное пособие

 

Мордовская кухня весьма своеобразна и богата натуральными продуктами.

Она состоит в основном из растительной пищи и не терпит острых специй.

 

История мордовской народной кухни

Мордовский народ неоднороден по своему составу, он подразделяется на две основные этнографические группы: мокша и эрзя.

Названия блюд на мокшанском и эрзянском языках звучат по разному, однако обычно это не связано с различными в технологии их приготовления. Традиционная мордовская кухня зависела от продуктов, полученных в хозяйстве, и обуславливалась основными занятиями народа: земледелием и животноводством.

В течении столетий вырабатывались определенные традиции, связанные с набором и технологий приготовления блюд. Это выразилось в ряде специфических черт: так, при заготовке впрок пищевые продукты солились, молоко употреблялось большей частью сквашенное, отсутствовали острые специи, были характерны подливы из сметаны, кислого молока, конопляного масла либо толченой массы конопляного семени и т.д.

Мордовская семья за обедом1920-е гг.

Основные принципы кулинарного подхода мордовского народа, в частности, к принципам подбора сырьевого материала, к методам его кулинарной обработки, к композиции блюд, были связаны в прошлом с религиозными верованиями, представлениями, обычаями, с условиями особого хозяйствования, с занятием рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу.

            Финно-угорские племена селились по берегам рек, часто перенося свои временные стоянки, за исключением тех, что обосновывались на удобных местах рыбного лова.  В верховьях рек финно-угорские племена, как правило, не селились, а нижнее и среднее течение делилось между разными племенами одного и того же народа; одна народность занимала бассейн какой-либо крупной реки со всеми ее притоками.

Поэтому расстояние в 300–500 км было привычным для «хода» охотника или рыболова, оно покрывалось летом по течению реки, на лодках, а зимой — по ледоставу на лыжах. Небольшое по численности, редкое население постоянно контролировало огромную территорию и осваивало ее только экстенсивно. Вплоть до XVIII века у мордвы — и угро – финнов в целом — не было огнестрельного оружия и основным хозяйственным правилом на протяжении тысячелетий было поддержание изобилия природы, крайне бережное, щадящее отношение к ней, сохранение непуганым животного мира.

 Верховья рек оставались неприкосновенными, священными и недоступными. Практически на протяжении трети любой реки от истоков нельзя было ловить рыбу, бить зверя, уничтожать деревья и даже собирать ягоды и грибы. Так веками сохранялись в Заволжье и Предуралье огромные, непроходимые лесные пространства.

               Ловить рыбу во время нереста или уничтожать детенышей лесной дичи считалось у язычников угро-финнов тягчайшим преступлением. Ослушников согласно обычаям изгоняли из племени или чаще всего казнили, принося жертвы богам.

     По своему пищевому сырью традиционная мордовская кухня, весьма несложна, здорова, но ныне относительно труднодоступна: красная рыба, икра, речная рыба, зайчатина, лосина; лесные ягоды: брусника, земляника, черника, клюква, куманика, водяника, морошка; грибы; дичь: глухари, тетерева, куропатки, рябчики; мед, лесные травы.

        Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии финноугорских народов.

          Рыба кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья. Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что её ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную,  кислую (квашеную),  соленую или варёную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по разному. Кроме того, можно было по разному использовать их субпродукты – печень, икру, молоки, жир. Отсюда огромное разнообразие блюд из рыбы.

       Большое значение в питании мордвы имели грибы, ягоды и  различные дикорастущие растения, такие как сныть, борщовник,  щавель и др. Национальным мясом у мордвы была зайчатина.

Мясо и  птицу тушили, пекли и варили. Лишь  в конце XIX века мордва заимствовала у соседних татар некоторые жареные блюда из мяса, но для национальной кухни типичны лишь отварные или томленые блюда, а точнее — томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными от-варными или пареными (томлеными) овощами (паренки).

           У мордвы-мокши на свадьбу или к празднованию рождения ребенка готовили жареное мясо с луком — шяняпт. В качестве праздничного и свадебного блюда эрзя употребляла аналогичное блюдо — селянку (жареное мясо и ливер с приправами). В обрядовой пище древней мордвы была и конина, но с принятием христианства она почти вышла из употребления, сохранившись лишь при проведении специального «моляна», посвященного лошадям.

           Из овощей в пищу употребляют мордва капусту, огурцы, свеклу, редьку и репу. Из пряных трав — жерухухренложечную травулуксарануборщевиклесной хвощ, крапивумолодую сныть.  Из семян конопли получали масло канцёрвай (м.), канцёрой (э.). Его использовали для приготовления очень многих блюд.

             Во многих хозяйствах выращивали капусту, огурцы, картофель, чеснок, морковь, свеклу, репу, редиску, тыкву. Летом и осенью большинство овощей употреблялось в свежем виде. На зиму капуста заквашивалась в больших кадушках, и ее обычно хватало до нового урожая. Со многими блюдами использовался огуречный рассол. Свекла и тыква употреблялись в пареном виде и зачастую заменяли сахар. Морковь давали детям обычно в сыром виде. Из картофеля, капусты, щавеля варились щи капста лям (м.).  Из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы шонгарям (м.), вецаям (э.)

           До XIX в. большое место в питании занимала репа. Её ели и в вареном виде. Со второй половины XIX в. значительное место в пище мордвы стал занимать картофель модамарь (м., э.). Его обычно отваривали в кожуре, а затем чистили. После этого его толкли, добавляя масло, молоко, сливки. Иногда толчёный или нарезанный картофель обжаривали или тушили в печи. Его ели с рассолом, огурцами, капустой и грибами. Из картофельного крахмала готовили лапшу.

Грибы –  их, как правило отваривают, реже варят, но охотнее всего солят, квасят и сушат.

 

Грибы являются традиционными мордовскими продуктами питания.

           Довольно поздно мордва познакомилась с помидорами. Эта культура заимствована у русских вместе с названием.

           Особо почитаемыми в составе мордовской пищи были ритуальные блюда, тесно связанные отдельными моментами  земледельческого цикла, а также семейными и общественными религиозными праздниками.

        В частности, пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, крестин, поминок, но с ней был связан и специальный молян — бабань каша (бабья каша), а в эрзянской свадьбе последний день пребывания невесты в доме своих родителей назывался кашадо ярсамо чи (день каши), с которого и начиналась свадьба. По традиции при укладке матицы сооружаемого нового дома хозяин обходил сруб с пшенной кашей, которая символизировала долголетие.

         На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, как и яйца, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравлял роди-телей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.

          Из зерна нового урожая мокшане варили кашу почам. Зерно размалывали, бросали в кипящую воду и варили в горшке до необходимой густоты, после чего сдабривали конопляным маслом и подавали к столу. Близкой по технологии приготовления была кулага (м., э.). Готовилась она из солода, который заквашивался и парился в печи.

              К кашам и кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели — овсяный, гороховый, ржаной. Для приготовления овсяного киселя использовали толокно, которое замешивали на воде, давали отстояться, затем процеживали и варили с добавлением соли. Гороховый кисель сдабривали растительным маслом. Получался своеобразный суп. Позднее с распространением картофеля стали готовить крахмальный кисель на молоке и воде.

          В XV—XVII веках финно-угорские народы в результате расширившихся контактов с русскими и татарами знакомятся с пшеничной мукой. Однако до XVIII века мука была привозной, а не местного производства, а значит, расходуется она      ограниченно, и это побуждает создавать особые мясотестяные блюда, где тестяная часть тщательно дозируется, так, чтобы она не превышала мясную. Так, в мордовской кухне небольшие кусочки сала облепляют тестом, и полученные таким образом «галушки» отваривают и обжаривают, получая типично национальное блюдо цёмарт.

          Любимое блюдо мордвы — блины пачат (м.), пачалксеть (э.) из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Обычно блины делались очень толстые. Ели их с молоком, маслом, мёдом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. Их ели с молоком, маслом, мёдом. В начале ХХ века они были вытеснены тонкими блинами из пресного теста.

             Некоторые ритуальные мучные изделия были восприняты мордвой после обращения в христианство. Так, в марте пекли «жаворонки», а в среду на четвертой неделе поста — «кресты», в которые запекали монетки, крестики, угольки, зерна. На Вознесенье делали лепешки, на которые наносили поперечные полосы, что символизировало лестницы. На Масленицу пекли блины.
Важное место среди традиционных кушаний занимала лапша. Готовили ее на воде или молоке из ржаной, позднее — из пшеничной муки или из крахмала с добавлением муки.   Жидкую массу выливали на горячую сковороду и ставили в печь, полученный тонкий пропеченный блин резали на мелкие полоски.
Мордва-мокша из кислого, круто замешанного теста готовила навсемат (макалки) : тесто раскатывали длинной полоской, затем от него отщипывали небольшие кусочки, макали их в конопляное масло, складывали в горшок, варили в печи. Из пресного теста готовили салмат (м., э.). Кусочки его скатывали в шарики и бросали в кипящую воду.                     Молоко лофца (м.), ловсо (э.). Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока шапама лофца (м.), чапамо ловсо (э.). В бедняцких хозяйствах его готовили обычно из снятого кипяченого или топленого молока, которое охлаждали до температуры парного и смешивали с закваской — старой простоквашей. Выдержав молоко в теплом месте до загустения, его выносили в погреб. Кислое молоко ели с хлебом, картофелем, кашами, подавали к блинам.

          Говядину, баранину и свинину заготовляли впрок несколькими способами. Один из древних способов — сушка. Предварительно отваренное мясо сушилось в печи или на солнце. Всплывшее во время варки сало собиралось и использовалось в пищу. На бульоне приготовляли другие кушанья. Применялись и соления. Не отделяя мясо от костей,  его  закладывали в кадушку кусками весом от 1 до 1,5 кг и пересыпали солью. Солили также свиное сало впрок и коптили ветчину. Хранили мясо и в замороженном виде.

           Продукты животноводства в основном употреблялись для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Мясо сиволь сывель (м., э.) в вареном виде как самостоятельное блюдо употреб-лялось довольно редко. Чаще его использовали в качестве начинки к мучным блюдам. Мясо также употреблялось для приготовления супов (шонгарям, м., ям, э.). Его также тушили с картофелем, капустой. Ливер в основном шёл для начинки пирогов, пельменей, но он также иногда использовался для приготовления первых блюд. Головы и ноги шли на холодец. Из свиной головы готовилось блюдо «золотая борода»: голову варили, затем сушили на сковороде в печи, прежде чем подать на стол, клали в рот крашеное яйцо и распаренный березовый прутик с листьями, под свиную голову снизу расстилали в виде бороды пучок окрашенных в красный цвет ниток. Это блюдо готовилось на Рождество и было известно также среди русских РязанскойТамбовской и Пензенской областей.
Нутряной жир перетапливали или солили. На нем жарили, добавляли его в первые блюда. Существенное значение в традиционном питании мордвы имели куриные яйца ал (м., э.). Чаще они употреблялись сваренными вкрутую, их клали в пищу как приправу, а также делали яичницу. Особое место яичнице отводилось на мо-лянах. Готовилась она дома или непосредственно на месте моляна на больших заслонках и называлась «мирской». Яйца считались символом плодородия.
Широко использовались кишки домашних животных. После чистки и мытья их либо просто варили в горшке, либо начиняли пшенной кашей, смешанной с жиром и жареным луком, и томили в сале. Кровь животных жарили, использовали в качестве начинки при приготовлении домашней колбас

    Из коровьего молока первого надоя после отела мордва-мокша варила разновидность сыра — мичке. Получившуюся после варки твердую застывшую массу с соленым привкусом резали на куски и ели с хлебом.

 При  приготовлении масла сметану  подогревали в печи, сливали воду и сбивали масло в открытой или закрытой посуде (пахталке). Оставшуюся после отделения масла пахту пихтем лофца (м.), пивтезь ловцо (э.) ели с картофелем, использовали как напиток.

    Садоводство было развито слабо, поэтому сладкий стол относительно скромен — в основном в питании использовали дикорастущие растения : калину, черемуху, ягоды, щавель. Их ели свежими, сушили, делали начинку для пирогов. К национальным кондитерским изделиям можно отнести пироги с тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и пироги со щавелем, слегка подслащенным сахаром или мёдом.

      Мёд использовался широко (сахар до революции почти не употреблялся). На основе мёда у мордвы (и марийцев) созданы национальные обрядовые и праздничные блюда. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, наиболее древний напиток (хмельное пиво) — пуре (секреты изготовления которой в наше время утеряны). Пуре было обрядовым напитком и обязательно входило в состав жертвенной пищи во время молянов. Священное пуре изготовляли из смеси меда, хмеля и ячменя.

Утварь для приготовления позы:
1, 2 – ковши; 3 – кувшин для позы; 4 – кадушка;
5 – пробка; 6 – решетка для кадушки
.

       До нас дошла только брага из свеклы — поза, ставшая национальным напитком. С ней связан сбор лесного хмеля. Эта добавка во многом и определила оригинальность народного напитка, который олицетворяют с бодростью и здоровьем.                                     Поднимая чащу с позой, не зря восклицали : “Мордовскую позу пьёшь — здоровье наживешь!” Случалось это перед каждым большим праздником. А если хозяйка не ленилась, то и в будни пили позу. Была бы только сахарная свекла, а уж   позаню —  так  ласково зовут мокшане брагу — могла ещё совсем недавно приготовить любая женщина (рецепт). Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней : много выпьешь — мало съешь! Полезна и в том смысле, что не пьянит, но веселит. «Позу пьёшь — полбеды наживешь, водку пьёшь — совсем пропадешь»,— гласит мордовская пословица. Поза и в радости — свадьбе, и в горести — тризне — всегда была в чести.
Среди мордвы-мокши существовал обычай — авань поза (женская брага), который справлялся весной, через неделю после Пасхи. Женщины примерно с 30 дворов собирались в одном большом доме, захватив с собой яйца, хлеб, блины, муку для приготовления браги, и совместно варили этот напиток. Когда он был готов, начиналось коллективное угощение, в ходе которого высказывались пожелания в хорошем урожае зерна. Заканчивалось все торжественным перенесением кувшина с брагой из дома, где ее приготовили, в дом, где в следующем году повторится этот ритуал.

       Из безалкогольных напитков был широко распространен квас. Часто употреблялось разведенное водой кислое молоко и пахта.

       Чай в мордовской деревне получил распространение сравнительно недавно. Заваривали также листья смородины, липовый цвет, душицу и другие травы.

        Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе. Особо отметим самый большой, главный пирог лукш, который выпекался матерью жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным поездом, ехавшим за невестой. Его пекли из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоёв: нижний слой из пшенной каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица, куриные яйца или яичница и так далее. Верхушку пирога обязательно украшали выпеченными из пресного теста фигурками птиц, звёздочками, веточкой яблони, цветными нитками, лентами и бисером.

      Из других свадебных выпечек нельзя не сказать об особых пирогах  “груди молодушки” с начинкой из творога, сопровождавших специальное моление в доме жениха, во время которого просили  верховного  бога Нишке,  чтобы  молодушка имела много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей.

  Хлеб (кши, м., э.) выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на  капустные  или другие листья. По праздникам готовили лепешки из сдобного теста, замешанного на сметане, масле, яйцах (копша, м., сюкорот, э.). Кроме этого, пекли пироги с разнообразной начинкой (перякат, м., прякат, э.): овощной, мясной, ягодной, из каш, картошки и т.п.

   Хлеб здоровья брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства: его помещали на дно большой долблёной кадушки (паря) с имуществом невесты (приданым) перед отправкой её в дом жениха.

   Будничное питание трудового крестьянства в прошлом было однообразно и бедно, особенно во время частых постов. Лишь в воскресные дни и в большие праздники пищу старались разнообразить: пекли блины, пироги, готовили пельмени. (хотя вообще пельмени готовили крайне редко, их можно отнести к числу сезонных блюд, для начинки пельменей использовались каша, картофель, капуста, в Саратовской губернии пельмени представляли собой кусочки пресного теста с капустой, сваренные в воде с добавлением незначительного количества муки), делали яичницу. Пищу принимали три раза в день. Завтрак по объему мало – чем отличался от обеда. Обычно к завтраку варили суп или лапшу и картофель, кисели, салму. Обед состоял из щей или супа, каши, а часто еще и картофеля. На ужин ели, подогревая, оставшиеся блюда от обеда или варили картофель.
Пищу готовили на весь день утром в печи, которую топили один раз. Варила пищу свекровь, а в больших семьях ей помогали остальные женщины. В обязанности снох входило обеспечение кухни дровами и водой. У мордвы не практиковалась раздельная еда женщин и мужчин, существовавшая у многих народов.

 Обычно трапезы совершались всей семьей, за общим столом.

*Вот как описывает этнограф действие «хорошего» (приготовленного по правилам)  пуре : «Как только выпьешь ковшичек, так и отяжелеешь. Его много пить нельзя : быстро разыгрывается кровь, и человек наливается какой-то тяжестью. От него пьянеют ноги, руки и даже, как говорит мордва, «ухи». Все обвисает. Пуре пьют только на сытый желудок. Одновременно с ним нельзя ни в коем случае пить любой другой алкогольный напиток. После пуре тянет резко ко сну, и человек может проспать пять-шесть часов кряду, хотя формально крепость пуре едва достигает 16-18°».


Существует предположение, что разгром мордвой и татарами русских на реке Пьяне в 1377 году произошёл вследствие применения мордвой  “секретного оружия” — пива пуре.

Короба и лукошки для переноса и хранения продуктов

 Список использованной литературы

 

  1. Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,

          М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:

           энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. –  Т. 1. –  С.

           356.

 

  1. Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.

    справочник / сост. Е. М. Голубчик и др. –

    Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.

  1. Народы Башкортостана [Текст]: историко-

    этнографические очерки. – 2-е изд., доп. –

    Уфа: Гилем,  2002. – 331 с.

  1. Зотова, А. Мордовская народная кухня

    [Текст] / А. Зотова //  Все о Мордовии.  –

  1. – С. 661 – 662

  1. Мордовская кухня: [Текст]  // Кулинарное

        путешествие по земле башкирской: Традиции.

        История. Рецепты/

        Руководитель проекта Э. Гончарова.- Челябинск,

  1. – С.152 – 161

  1. Балашов, В. Пища и домашняя утварь [Текст]

         // Мордва: Очерки по истории, этнографии и

         культуре мордовского народа / гл.

          редкол.: Н. П. Макаркин  (гл. ред.), А. С.

    Лузгин, Н.Ф.Мокшин (зам. Гл. ред.) и др.

    сост. С. С. Маркова. – изд. Доп. и перераб. –

    Саранск: Мордов. Кн. изд – во, 2004. –  С.  316 – 319.

Зуёнкова Н.К.