БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ ФЕДОРОВКА РАЙОНЫ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОН
«ФЕДОРОВКА ҠАСАБА-АРА ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ»
МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ МӘҘӘНИӘТ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫ
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Федоровская межпоселенческая центральная библиотека»
муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан
453280, Республика Башкортостан, Федоровский район, с. Федоровка, ул. Ленина - 43
тел. (34746) 2-29-33, факс: (34746) 2-26-69; e-mail: mukcbs49@mail.ru

Интересные формы массовой работы библиотек

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Федоровская межпоселенческая центральная библиотека»

Методический отдел

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ

РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

 

К планированию на 2016 год

 

Вечер-импровизация

Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация «Пока горит свеча». Обязательный атрибут этого вечера — свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера «незримо» присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение.

«Литературный вернисаж»

В творчестве многих поэтов, писателей есть циклы «Литературные портреты», которые посвящены известным деятелям культуры, литературы, искусства (у М.Цветаевой есть циклы: о Пушкине, А.Ахматовой, А.Блоке, В.Маяковском). Участники делятся на две команды: одна представляет «портреты»: дает краткую аннотацию, читает стихи или прозу представленного в «портрете» автора. Другая группа должна назвать того, о ком идет речь. Во 2-ом туре раздают игрокам «поэтические открытки» — на которых отрывки из литературных произведений тех авторов, имена которых будут представлены на «вернисаже». Автор стихов на открытке не указан. Его нужно отгадать.

Литературный «калейдоскоп»

Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает — «Красивый вид» и …скоп – трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле — калейдоскоп — это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с литературой, творчеством писателей. Можно брать какие-то отдельные факты из биографий писателей, истории создания их произведений, отрывки из фильмов по произведениям, викторины и литературно-поэтические конкурсы. Самое главное — чтобы это было очень интересно, и читатель про себя восклицал удивленно «Ах! Как здорово! Как интересно!»

«Литературное караоке»

Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии. К юбилею М.Ю. Лермонтова можно сделать такую форму. Музыку брать не только классическую, но и современные композиции, очень красивые, нежные, лиричные. Они прекрасно подходят под любовную лирику поэта.

«Гражданский форум»

В работе с молодежью можно использовать такую диалоговую форму как «гражданский форум», основанную на опыте США. В основе форума лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Темы гражданского форума: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность: где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?», «Коррупция: как её победить и возможно ли?» и др.

Вечер-памфлет

Что такое памфлет? Это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — обличение (гражданское, социально-политическое). Памфлетность может присутствовать в различных художественных жанрах (пьеса-памфлет, роман-памфлет). Пример: дневник И.Бунина «Окаянные дни»).

Цель вечера-памфлета — осуждение каких-то пороков, явлений жизни — пьянства, наркомании, табакокурения и т.п. Нужно широко использовать художественные произведения, в которых эти явления нашли отражение, периодику. Здесь же необходим рассказ об интересных увлечениях, различных видах досуга, встречах с людьми, которые посвящают свое свободное время хобби.

Вечер-репортаж

Это форма заимствована из передач TV и радио. Проводится в форме живого репортажа-интервью. Ведущий-репортер — задает вопросы (с вопросами присутствующих нужно ознакомить заранее) участникам вечера, даёт комментарии к ответам. Один и тот же вопрос задается нескольким участникам, они высказывают собственную точку зрения, их мнения могут совпасть или вылиться в дискуссию. Хорошо, если за ходом такой дискуссии будет следить специалист (педагог), он же сделает выводы в конце мероприятия, подведет итоги. Библиотекарь должен оформить выставку по теме вечера-репортажа, сделать качественный обзор.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн («Тайны вокруг нас»)

Цель вечера — привлечь внимание к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным явлениям окружающего мира. В центре внимания — гипотезы, версии, открытия из различных отраслей знания — медицины, естественных наук, психологии, истории, необъяснимые явления — НЛО, телекинез, телепортация, полтергейст, сингулярность и т.п. Темы: «Гипноз: Возможности, секреты», «Тайна Атлантиды: Легенда? Правда?», «Тайна Тунгусского метеорита», «Дельфины — загадка моря», «Возможна ли передача мыслей, чувств на расстоянии?», «Искусственный интеллект к 2030 г. — реально ли?» и т.п.

«Военный «огонек» (по типу TV передачи «От всей души»)

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера (по заявкам ветеранов), рассказ о них (о ветеранах), интересные моменты из их биографии. Создание очень уютной комфортной душевной атмосферы.

Библиотечный калейдоскоп (в День библиотек)

По типу «Литературного калейдоскопа». Библиотеки-филиалы демонстрируют фрагменты интересных мероприятий, сценки из библиотечной жизни, театрализованные фрагменты. Быстрая смена лиц, событий, связанных с библиотекой, библиотекарями, читателями.

Вечер-концерт; Вечер-дивертисмент

Вечер-концерт — текстовый материал перемежается с концертными номерами (исполнение «вживую» или видео, аудиозапись, например — вечер-концерт «Романса трепетные звуки», «Я помню вальса звук прелестный» и др.)

Вечер-дивертисмент — дивертисмент (от франц. — развлечение) программа из номеров различных музыкальных жанров (популярные арии, танцы, комические монологи и сценки — появились в 17 веке). В канву вечера входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.

«Пять минут с искусством»

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней реализуется принцип «малой дозировки» (т.е. рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению). Поэтому общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным.

Название говорит само за себя, подростки в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы мероприятия — в свободном общении и высказывании впечатления о произведении искусства. Нет попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художников.

Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент. Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами. Отбор материала в связи с юбилейной датой художника, а, может быть, в соответствии с настроением библиотекаря (тематический, «жанровый» пейзаж, натюрморт, портрет и т.п.).

Наилучшее решение ситуации — использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской (художник Рокотов) под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например: Загадка портрета Джоконды (Леонардо да Винчи), Тайна жизни и смерти Нефертити, Героини картин Боровиковского и др. В итоге сильное впечатление. Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.

Шок-урок, шок-цитата

Шок-урок обычно готовиться по остроактуальной проблеме — наркомании, СПИДу; например, шок-урок: «Наркотики: Путешествие туда без обратно». Основа шок-уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране и городе.

Шок-цитата используется при оформлении книжных выставок. Например, выставка «Книги-юбиляры». При представлении повести Н.Гоголя «Страшная месть» наряду с цитатой И.Бунина можно использовать и высказывание А.Ремизова: «А Гоголь мне пришелся не по зубам: и то, что не «по-русски», чего-то непривычно, тоже говорили, что очень смешно и страшно, но ничего смешного и страшного я не почувствовал, а рисунки слепые — для моих глаз ничего не вырисовывалось…». То есть используется цитата, идущая вразрез с общепринятым мнением, вызывающая удивление и желание поспорить.

Инновационные формы

Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Литературный карнавал. Карнавал – это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.

Ток-шоу. Дословный перевод с английского обозначает “разговорное зрелище”. И в этом толковании заключено главное жанровое отличие ток-шоу от диспута – динамизм, зрелищноcть. Ведущий ток-шоу приглашает интересных людей, направляет разговор, подводит к главным выводам, обобщает высказывания. Технически оснащенные библиотеки могут использовать для интерактива систему WebChat. После того как вы зададите своим гостям заготовленные вопросы, можете открыть канал для вопросов удаленных пользователей. Например: «Книга и чтение – путь к успеху».

Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.

Конкурс читательских пристрастий – это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.

Флэш-моб (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Библиокафе – игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Книжное кафе – рассказ о новых книгах стилизуется под настоящее меню. Например: рубрика «Морское ассорти» содержит два изысканных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».

Дегустация литературных новинок – информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Саратовская Областная библиотека для детей и юношества придумала новую форму работы – библиотечные сумерки. В декабре, в самый короткий зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Сабатини, Сальгари, Верна. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой аквариума. Ролевая словесная игра продолжалась с 19 до 21 часа.

В.А. Сухомлинский: «Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры». В библиотеках России уже есть опыт применения таких форм мероприятий, как факультатив успеха, семейная игротека, день читательской мечты, шествия книг, съезд мечтателей, забор-газета.

Для привлечения к спортивному событию библиотеки могут провести такие мероприятия, как интеллектуальное многоборье, книжный марафон, литературные старты, библиотечно-атлетический помост.

Игровые формы библиотечных мероприятий

Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.

Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.

Интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?», КВН и другие. Преимущества их в том, что они предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.

Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.

Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.

Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.

Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.

Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения.

Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.

Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

В библиотеке могут быть библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов), а так же в форме книг-игрушек различной конструкции.